Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Сейчас
уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,
как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом
раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Под термином мелкая моторика
понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они
важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для
стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. В первые
годы жизни ребёнок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки,
неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого
ребенка их формирование идет своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть
своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить
разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и
совершенствованию двигательных навыков.
Развитие
мелкой моторики у ребёнка происходит постепенно и последовательно:
Сенсорная
интеграция – тренировка кисти (поглаживание разных фактур – ковер, пол, стол,
стулья, свое и мамино лицо), овладение относительно тонкими действиями рук
происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и
перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования
зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей
движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения,
теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.
Сенсомоторная
координация – правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование
у ребёнка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью
зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения,
благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Зрение и движения
рук становятся основным источником познания ребёнком окружающей
действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками,
ребёнок приходит к пониманию причинных связей.
Движение
– сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом
манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация глаз и руки,
а также действий обеих рук. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных
движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой
информации.
Дотягивание,
ощупывание – предоставить ребёнку новые стимулы из разных положений, например, из
положения сидя на коленях у мамы «в гнездышке» дотянуться и потрогать лицо
мамы.
Захват
и удержание – важно подобрать игрушки для захвата, чтобы они были достаточно
удобными (подвесные погремушки, пробки).
Выпускание
– важно заинтересовать ребёнка отпустить эту игрушку и взять другую.
Отталкивание
и сдвигание – от себя, в сторону, важно учитывать легкость предмета, можно
отталкивать машинки, мяч, сдвигать посуду, кирпичик.
Подтягивание
- в позе сидя на руках «Ку-ку».
Перенос
– из одной емкости в другую рукой или с помощью ложки.
Нажатие
– при игре с водой нажатие губкой, пена.
Манипулирование
– помахать, постучать, открыть и закрыть.
Бимануальные
навыки – ладушки, нанизывать бусины, откручивать, одевать и раздевать куклу,
застегивать застежки, шнуровать шнурки, принимать пищу, пить, умываться и
чистить зубы, ловить мяч, стирать, мыть посуду, лепить, рисовать.


 
Комментариев нет:
Отправить комментарий